Здравствуйте, гуляльщики.
Гуляете? Не сомневаюсь, что да! И мы гуляем в отпуске. Но и про вас не забываем. Сегодня я подготовила для Вас тематическую прогулку в лес.
А. С. Пушкина “Друзья мои! Возьмите посох свой, идите в лес, бродите по долине”
Наверняка Вы часто все вместе ходите в лес: просто так, в поход, за лекарственными травами и т.д. Выход туда – это всегда событие, даже если лес находится в нескольких метрах от домика, в котором живут дети.
Если Вы увлекаетесь ранним развитием и в том числе всякими разными тематическими днями-неделями, то у Вас с Вашим малышом уже наверняка были темы и игры посвященные составным частям леса: ягодам, деревьям, грибам, лесным животным. Но… по моему глубокому мнению лес это не отдельные части флоры и фауны, это неповторимая атмосфера единения с природой и объединения природы в единый гармоничный “объект” ЛЕС.
В связи с этим предлагаю Вам насладиться для начала просто прогулкой в лес и почувствовать его атмосферу, т.к. само по себе посещение леса уже является мощным толчком развития. Наша с вами родительская задача заключается лишь в том, чтобы впечатления были приятными, а ощущения и восприятие в дальнейшем закрепились бы в устойчивые знания об объекте – ЛЕС.
Давайте попробуем совершить необычную прогулку.
Для начала нам следует подготвиться и собрать с собой важные необходмые мелочи. Обязательно соберете вместе с ребенком его личную сумку для похода в лес. В сумку мы положим:
- Карандаш
- Лупу
- Листок находилок и собираек
- Хлеб для угощения лесных жителей.
- Платочек
- Коробочку или мешочек для сбора объектов.
Подороге в лес можно вспомнить лесные и не очень песни, чтобы было весело шагать. Мы пели любимые песни из мультфильма “Бременские музыканты” и “В лесу родилась елочка”. Я почему-то вспомнила “Изгиб гитары желтой”, дочь мой лирический порыв не оценила.
А для Вас я подготовила списочек песенок.
Если уж мы заговорили о музыке, то сразу же озвучу еще несколько музыкально-слуховых лесных игр.
1. Игра Ау.
Для начала спросите дитя что же надо делать если заблудился в лесу?
Кричать? Бежать? Плакать, Залезать на дерево?
Кричать Ау и никуда не уходить с того места где потерялся.
Давай покричим Ау на весь лес—Громко –громко! Молодец, а теперь тихо. Быстро. Медленно. Протяжно, отрывисто.
А-у! А-у! А-у! А-у!
Грибов корзину наберу!
Грибы не слышали: «А-у!»:
Сидят себе в своем дому
С соседками-гибницами
И вяжут шляпки спицами.
Г.Р. Лагздырь.
2. Закрой глаза и просто послушай лес. Расскажи что ты слышал.
Но это лирическое отступление. Вот под песни мы и пришли в лес. Вот тепер моно достать свои планшеты с заданиями “находилки” и “собиралки”. Но для начал обратите внимания дитятки на опушку леса, не на отдельные деревья, кусты и травы, а на ес в целом. Какой он? Расскажите ему, что видите Вы.
В. Кандинский “Опушка леса” 1903
Именно на опушке леса надо искать лесную землянику, вкусную, сладкую, ароматную.
Но помимо этого найдите вместе с ребенком какое-либо растения, которое ему нравиться, но он не знает ничего о нем. Сфотографируйте его или зарисуйте, конечно все это зависит от Ваших и малышовых способностей. Соберите материал ( листики, цветы). Дома Вам надо будет найти информацию об этом растении, т. к. сказать познакомиться с ним. Важно, что инициатива по выборы объекта полностью принадлежала ребенку, так он будет заинтересован в дальнейшем исследовании, что в свою очередь развивает любознательность, целеустремленность и внимательность.
Ну, что пойдемте в лес дальше. Я уверена, что Вашего ребенка на долго захватит процесс выискивания объектов из находилок и собираек. Или просто сбор ягод в лесу. Но если данные занятия на скучали то можно поиграть и в другие игры.
1. “Все зеленое”
Например если взять с собой такие вот карточки с раскладками цветов (обычно их можно набрать в крупных стоительных магазинах). Особенно уделив внимание зеленому цвету, то Вы сможете весело побегать и воочую убедиться в многообразии природных цветов и оттенков.
Вооружившись карточками Вам надо найти в лесу объекты на все цвета-оттенки на Вашей карточке. С детьми по старше от 5 лет можно играть на время, а маленьким давать не 5 цветов, а только 2-3. Алиска отлично справилась с заданием, когда поняла, что от нее требуется. Было удивлена, что лист одуванчика оказывается имеет мой любимый оттенок зеленого. Принесли его домой и положили сушится, посмотрим какие с ним произойдут метаморфозы.
2. Прятки
В лесу просто отлично играть в прятки. Только, родители дорогие, не расслобляйтесь, малыш может так хорошо спрятаться, что его потом можно будет с собаками и милицией искать. Смотрите куда он все-таки прячется.
3. “Я вижу то, что ты не видишь!”
Возраст – с 5 лет.
Каждый участник игры выбирает себе часть дороги (5-10 метров). Он
маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой.
После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве,
наблюдает травы, жуков, поуков, росинки и многое другое. Так дети
могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья.
4. Математика в лесу.
Мне показалась интересной предлагаемая автором игра и хотя, она требует подготовки, у автора она подается как лесная. В лесу мы в нее не играли, а вот на дачном участке освоили. Действительно весело. Думаю, что также можно изучать буквы и названия деревьев и плодов. Прикрепите на деревьях, стоящих недалеко друг от друга, номера – от 1 до 10-го. Пусть каждый из детей как можно быстрее обежит все деревья от первого до десятого, коснувшись рукой каждого из них.
5. Пальчиковая игра с шишкой
Вокруг наверняка множество веток, шишек, и прочего материала, который Ваш малыш уже набрал целые карманы и пакеты.
Вот с шишками можно поиграть прямо сейчас пока идете и на привале.
Можно просто покатать шишку между ладошек.
“Ходит ежик без дорожек
По лесу, по лесу
И иголками своими
Колется, колется.”
“На полянке -толстячок,
Белый гриб-боровичок.
А под ним. дрожа немножко,
Подняла улитка рожки.”
а можно покидать его из руки в в руку, вверх, кидать в цель, например в стволы деревьев.
Также шишки являются прекрасным строительными материалом. Из них можно делать башни, дома, цепочки, человечков. Просто нужно зацепить их дуг за друга чешуйками.
Можно даже посоревноваться у кого самая длинная цепочка получится. Малыши могут собирать на земле, а деткам старшего возраста предложите попробовать удержать ее на весу.
У меня боле 5 вообще не получается, а и 5 шишек в цепочке были скорее случайностью, чем закономерностью.
6. Мемори в лесу
Перед началом игры нужно собирать 10 различных
предметов (листья и плоды различных видов деревьев, цветки,
камушки, травинки и т. д.). Предметы раскладывают на земле и в течение
1 – 2 минут нужно постараються запомнить, что это за предметы. Затем предметы
накрывают платком и игроки должны найти вокруг себя те предметы, которые
они запомнили. После этого собранное каждым сравнивается с тем, что
было накрыто платком. Выигрывает тот, кто запомнил и нашел большее
число предметов и знает, как они называются.
7. Карта звуков
Каждый участник получает лист картона и цветные карандаши. Затем
участники разбредаются по лесу и в течение 5 минут с закрытыми глазами
слушают звуки вокруг себя, после чего наносит на картон, как на карту,
где какой звук он слышал. Потом игроки меняются местами и снова каждый
создает свою карту. В конце игры карты сравниваются и обсуждаются.
Можно попросить нарисовать тех, кого ребята слышали.
В лесу мы в нее не играли, хотя игра очень хорошая. Мы играли в нее без зарисовок и при помощи книжки.
8. «Чудо-пень»
Любимая игра Алисы. Для нее необходимо найти пень и украсить его цветами, шишками, ветками и прочим. Просто, но со вкусом. А если в пне еще и расположился муравейник, то тогда в их ходики можно промо посадить лютики-ромашки.
Помимо игр важно не забыть о ПРИВАЛЕ, где Вы сможете отдохнуть, поговорить, попить и поесть.
А теперь можно возвращаться домой и закреплять полученные впечатления.
Скачать электронную книгу с играми, ссылками, дополнительными материалами и листами “Находилки” и “Собирайки” вы можете по ссылке или просто нажав на картинку.
А если Вы хотите посмотреть ПОЛНЫЙ сборник тематических заданий, который содержит в себе дополнительные материалы с которыми мы занимались дома, то посмотрите мой домашний пост-отчет о нашей лесной прогулке.
Ваша Анна Гончарова. http://igraem-rastem.ru